Дизартрия у ребенка

Дизартрия относится к тяжёлым неврологическим недугам. Выражается в нарушении речи – дети заменяют одни звуки другими, прибегают к недопустимой артикуляции, не могут уследить за правильным тоном и интонацией.

Любая степень заболевания приводит к сложностям в освоении письменной речи. Больным ребятам не удаётся правильно выстроить связи в предложениях, они ошибаются в употреблении предлогов, искажают слова. Поэтому это нарушение требует как лечения, так и особого педагогического подхода. Частично помочь крохе могут и любящие родители – для этого есть специальные упражнения и массаж.

Причины дизартрии у детей

Основной причиной этой патологии является детский церебральный паралич. Повреждения нервной системы возникают с рождения до 2 лет, в период раннего развития крохи.

Также причиной могут послужить:

  • Осложнённые роды (асфиксия плода, различные травмы) и патологическое течение беременности (гестозы, токсикозы, недоношенность плода).
  • Перенесённые нейроинфекции – особо опасен менингит и энцефалит.
  • Черепно-мозговые травмы и гидроцефалия.
  • Тяжёлые инфекционные заболевания, приведшие к инфицированию всего организма (например, гнойные отиты).

Диагностика

Диагностировать проблему со здоровьем речевого аппарата можно по невнятной и малопонятной речи. Груднички плохо сосут грудь или бутылочку, часто срыгивают. В более позднем возрасте у крохи отсутствует характерный детский лепет. Первые слова появляются только к 2,5 годам.

  1. Тихий говор с прерывистым дыханием, звуки произносятся в нос.
  2. Искажение отдельных звуков или их пропуск.
  3. Межзубное или боковое (в щёку) произношение свистящих звуков.
  4. Медленная и очень невыразительная речь. В более сложных случаях диагностируется полная немота.
  5. Нарушения артикуляции: спазм губ, шеи, лица, вялость языка, гипотония мышц во время речи.

У ребёнка старшего возраста обнаруживается небольшой словарный запас. Он неправильно выстраивает предложения. Иногда отмечается дисграфия. Нарушения мелкой моторики выражаются в отказе шнуровать ботинки, вырезать ножницами одной рукой или застёгивать пуговицы – детям сложно справиться с собственными пальчиками.

В школьном возрасте дети выглядят неуклюже. Неуверенно двигаются, им сложно выполнять физические или танцевальные упражнения. Не удаётся контролировать силу нажима ручки и карандаша – почерк очень плохой.

Виды и опасность дизартрии

Врачи различают четыре основных степени дизартрии:

  1. Дефекты заметны только при специальном исследовании.
  2. Дефекты замечают окружающие люди, при этом речь достаточно внятная.
  3. Речь понятна только ближайшим родственникам и родителям.
  4. Ребёнок совсем не говорит или говорит настолько плохо, что его не понимают даже родители.

При осложнённых формах заболевания у детей поражается мозжечок, корковые и подкорковые области мозга. В будущем дефект приводит к плохой адаптации в социуме, искажению слухового восприятия речи.

Диагностика и лечение

Диагностика проблем с речевым развитием проводится опытными логопедами и детскими неврологами.

Неврологи должны исключить или подтвердить патологию нервной системы. Для этого проводится МРТ, делается электроэнцефалография, и другие обследования.

Логопед оценивает качество речи, а если ребёнок старше, то и письма. Этого специалиста интересует строение речевого аппарата и анамнез развития ребёнка.

Лечение включает в себя следующие этапы:

  1. Работу с логопедом. В частности, уделяется внимание развитию мелкой моторики. Предписанные комплексы упражнений делаются дома вместе с родителями, а также вместе с группой в специальном детском саду или школе.
  2. Медикаментозное лечение назначается для устранения основного неврологического заболевания или облегчения его течения. Препараты стимулируют умственную деятельность и память.
  3. Дополнительно предписываются физиотерапевтические процедуры – иглоукалывание, точечный массаж, лечебные ванны и физкультура, гирудотерапия, общение с дельфинами.

Домашняя помощь при дизартрии

Облегчить жизнь малышу можно через совместное выполнение с ним специальной артикуляционной гимнастики.

Конкретный комплекс советует логопед, лечащий малыша. Это различные упражнения для язычка, губ, щёк и нижней челюсти. Произношение звуков улучшают при помощи скороговорок и потешек.

Мама или папа могут сами делать массаж:

  1. Поглаживать и пощипывать щёчки крохи, нижнюю челюсть, губы.
  2. Сближать губы как вертикально, так и горизонтально с помощью пальцев.
  3. Массажировать мягкое нёбо указательным пальцем по 2 минуты ежедневно. Палец движется вперёд и назад.

Чтобы предотвратить возникновение психологического дискомфорта и комплексов с малышом нужно как можно больше общаться. Зачастую родители пренебрегают этим, что приводит к усугублению проблемы.

Можно совместно выполнять перед зеркалом артикуляционную гимнастику: открывать и закрывать рот, оскаливать зубы, вытягивать губы хоботком, и облизывать их круговыми движениями. Все тонкости домашней гимнастики родителям подскажет логопед.

Также внимание уделяется моторике пальчиков. Малыш должен играть с паззлами, конструкторами, мозаикой и кубиками. Важно регулярно давать крохе лепить из пластилина или глины, разбирать пуговицы большого размера (можно сортировать их по форме, размеру или цветам).

Другие материнские находки:

  • нанизывание макаронин на толстую нить;
  • изготовление картинок из рассыпанных на столе спичек;
  • раскрашивание геометрических фигур или готовых книжек для самостоятельного раскрашивания;
  • рисование по готовым трафаретам;
  • показывание при помощи ладоней и пальцев различных фигур – например, шалаша, очков, треугольника, круга и так далее.

Лёгкая и стёртая форма заболевания излечивается полностью! При тяжёлой патологии возможно лишь частичное улучшение произношения – малыш становится понятен окружающим людям.